14 декабря семь добровольцев «Милосердия» ходили в Новую Третьяковку на выставку «Некто 1917». Хотим поделиться своими впечатлениями.
Кстати, почему такое название, «Некто 1917»? Вот что об этом пишут создатели выставки:
Названием выставки стали слова, которыми Велимир Хлебников закончил свои вычисления о времени падения государств, опубликованные в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу». В тот момент современники не заметили высказывание поэта, но через несколько лет оно оказалось пророческим.
Обычно выставки, посвященные революции, показывают картины о тех событиях, созданные уже в более поздние годы. У «Некто 1917» другая концепция — показать работы, созданные именно в 1917-м году, как отражение духа времени, пусть и не все они изображают революцию.
Как понять абстрактное искусство
Экскурсию нам провела православный художник и педагог детской школы искусств Анастасия Миронова. По ее словам, это был ее первый опыт в роли экскурсовода:
Для разговора с современным искусством требуется переводчик, и было очень радостно участвовать в знакомстве добровольцев «Милосердия» с живописью XX века в качестве экскурсовода. Приятно было не только поделиться впечатлениями, но особенно быть свидетелем живого отклика, неподдельного интереса к искусству у всех участников мероприятия, услышать о том, что просто нравится, а что возмущает, разъяснить непонятное или пытаться вместе расшифровать послание художника.
Особенно запомнились работы супрематистов. Малевич — яркий пример этого направления в живописи. Часто мы обходим стороной, отмахиваемся от абстрактного искусства, лишенного конкретных художественных образов. Но здесь-то как раз и требуется вдумчивое, неэмоциональное восприятие. Простота геометрических форм окружает нас повсеместно, можно сказать, что человек в своей жизни должен стремиться к простоте. Меньше доверять глазам, больше смотреть внутрь самого себя.
Если, например, икону рассматривать, как чисто художественное произведение, то она как раз к этому стремится — направить человеческий взгляд извне вовнутрь. Живопись супрематистов, конечно, нельзя сравнивать с иконописанием, но интересно было заметить эту параллель в направлениях столь непохожих друг на друга. В общем, выставка «Некто 1917» оставила целый рой разнообразных впечатлений. Чтобы они дали плод, нужно спустя время вернуться к этим картинам.
Хотелось бы поблагодарить организаторов и надеяться на продолжение совместного культурного общения.
Алексей Мигальников, помывочная бригада:
Впервые начал понимать абстрактные картины. До супрематизма художники в основном изображали на картинах окружающий нас (или вымышленный) мир: людей, пейзаж, предметы, бытовые сцены, в общем, какую-то реальность. Супрематисты сказали: не обязательно изображать на картине что-то реальное. Можно просто изобразить геометрические фигуры. И это тоже искусство: расположить фигуры так, чтобы это было красиво и гармонично. Чтобы картину, где по сути ничего не изображено, хотелось рассматривать.
Картины-земляки
Мария Зубарева, помощник координатора по курсам паллиативной помощи для добровольцев:
На выставке в небольшом пространстве собраны работы художников, работавших в совершенно различных стилях — от классики до вышеупомянутого супрематизма и даже рекламных плакатов. Это дало уникальную возможность сравнения разных стилей. Для себя я поняла — мне очень нравится русский авангард и, в частности, Лентулов с его нарезанным на разноцветные кусочки миром.
Как же замечательно провести полтора часа в обществе Нестерова, Петрова-Водкина, Шагала, Малевича, Кустодиева и других известных и не очень мастеров! Стать на время участником ярких, неоднозначных, трагических, но все таки очень важных событий...
Особенно приятно было мне, как петербурженке, увидеть полотна из Русского музея, других музеев Питера. Как будто земляков встретила!
К счастью, интересные выставки в Москве — не редкость , и надеюсь, наши замечательные организаторы соберут нас вновь!
Светлана Мартьянова, Детский дом-интернат №15:
Удивительное погружение в эпоху революции позволило понять настроение того сложного исторического периода нашей страны и ее соотечественников. Благодаря выставке я открыла для себя таких художников, как Марк Шагал, Зинаида Серебрякова, Илья Машков, Александр Куприн, Петр Кончаловский, Василий Кандинский, Исаак Бродский, Борис Григорьев.
Очень понравились картины Зинаиды Серебряковой с изображенными на них крестьянками необыкновенной «чистоты»!
Душа народа
Зоя Каримова, адресная помощь в ЗАО:
Я все думала, какую же наиболее точную формулировку увиденного можно подобрать. А потом поняла — детская игрушка калейдоскоп! Все время меняющиеся картинки. Огромное помещение выставочного зала, изломанное и разделенное то плавными, то угловатыми перегородками, множество вариантов перемещения по залу экспозиции, и в итоге — разные модели восприятия увиденного.
Символично, что путь по выставке начинается и заканчивается полотном Михаила Нестерова «На Руси. Душа народа»: русские люди с иконами и хоругвями идут вслед за чистым душой мальчиком к Богу.
Вот из этих людей, из их мыслей и чувств, из их отношения к происходящему рождались картины, которые сегодня, спустя 100 лет, объединились в выставке «Некто 1917». Рерих, Кустодиев, Нестеров, Шагал, Петров-Водкин и т.д. многие полотна мне были знакомы, некоторые я видела впервые. Открытием было то, что все они относятся к одному временному периоду, настолько они различны по манере письма и содержанию.
Но каким будет Ваше впечатление? Стоит прийти и посмотреть!
P.S. Выставка работает до 14 января в Новой Третьяковке. Адрес: Крымский Вал, 10.
Официальный сайт: https://www.tretyako...ons/nekto-1917/
Тем, кто все таки не сможет посетить, рекомендуем видео-экскурсию:
P.P.S. Если вы хотите творчески провести досуг в компании добровольцев Милосердия — предлагайте свои идеи, куда вы хотите вместе пойти, написав Ирине Мешковой: irina.miloserdie@gmail.com