Перейти к содержимому


Фотография

Добровольцам об одиночестве


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 15

#1 еп. Пантелеимон

еп. Пантелеимон

    Духовник службы «МИЛОСЕРДИЕ»

  • Доброволец
  • PipPipPip
  • Cообщений: 112
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:

Отправлено 08 May 2009 - 14:27

Чувство одиночества бывает разным, иногда оно может быть ложным. Я встречал людей, у которых было много знакомых, но они все равно чувствовали одиночество. Так что есть мнимое одиночество, связанное с тем, что человек хочет, чтобы ему уделяли много внимания, чтобы его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей, не стремится любить, эгоцентричен, зациклен только на себе и гипертрофирует свои чувства, скорби, переживания…
Существует, конечно, и реальное чувство одиночества. В Библии написано, что Господь, сотворив первого человека, сказал: Не хорошо быть человеку одному ./Быт.2,18/ Действительно, когда человеку не с кем поделиться своими радостями, бедами, печалями– становится очень тяжело и трудно. Я иногда прихожу домой после тяжелого дня, в который случились какие-нибудь неприятности: когда я узнал, скажем, о тяжелых грехах духовных чад или просто сильно устал, – и случается, что порой расскажешь за чаем своему зятю о трудностях. Он меня пожалеет, утешит – и на душе становится легче.
Я думаю, что до пришествия в мир Христа все люди были несчастны, все люди страдали: были они женаты или не женаты, выходили замуж или не выходили, были они богаты или бедны, голодны или сыты, больны или здоровы, – всё равно страдание являлось неизбывным, страдание оставалось непреодолимым… Грех исказил мир. Господь дал Адаму жену – и человеку стало хорошо, но когда в мир вошел грех, то душа человека, даже такого, у которого есть жена и дети, – все равно не может найти успокоения, и поэтому здесь выходит вперед не проблема одиночества, а проблема греха. И если человек борется со своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом, – то одиночество можно преодолеть, как и любую другую трагедию земной человеческой жизни, как может преодолеть трагедию нищеты, голода или смертельной болезни человек, если он знает Христа, ищет Христа, если он жаждет духовно, а не материально. Мы знаем, что среди святых многие были очень тяжело больны. Такие многоболезненные святые очень страдали, многое терпели, и тем не менее они все-таки были радостны и обрели блаженство, нашли счастье не только на небесах, но и в земной жизни. Так и человек, если он верит во Христа, то ради Христа он даже готов ОТКАЗАТЬСЯ от земного счастья.
Как есть мученики вольные и невольные, так есть монахи и призванные к подвигу одинокой жизни, и свободно избравшие этот путь, и те, кто этот путь не избирал, невольно живущие в целомудрии. Например, святой праведный Алексий, человек Божий. Он добровольно отказался от того, чего сейчас ищут многие юноши и девушки, и был счастлив, обретя свое блаженство во Христе. Много было пострадавших за Христа мучеников и в XX веке, но к этим новомученикам Господь причисляет, по словам старца Паисия, и инвалидов, и тяжело больных, лишенных утешения детей, и людей, которых постигают страдания и болезни. Если человек самоотверженно, с упованием на Бога переносит все посланные ему скорби, не ропщет, то это вменяется ему в мученичество.
В действительности здесь, на земле, мы все в той или иной степени страдаем, в том числе и от одиночества, чувство которого для человека может быть очень трудным и тяжелым, но если он несет свой крест благодушно, без ропота, – это становится для него подвигом. Самое главное, что после пришествия в мир Спасителя у нас есть Тот, Кто называет Себя нашим Другом, – Христос, – Тот, Кого мы называем, воспевая тропарь великомученице Екатерине, Женихом, Небесным Женихом. И общение со Христом помогает человеку преодолеть одиночество, и радость быть со Христом гораздо больше, чем радость пребывания с самым близким человеком. И здесь естественное одиночество преодолевается сверхъестественным общением со Христом, и человек то, что недополучает по естеству, то, что недополучает по обычным законам этого мира, – восполняет общением со Христом. Преодолевается естественное одиночество, и человек обретает намного больше, чем друга, намного больше, чем жениха, намного больше, чем жену и детей, – обретает Самого Бога в своей душе.
Я считаю, что все проблемы человеческого общения преодолеваются, когда человек идет к Богу. Без возвышения этих проблем на другой, совершенно иной уровень их решить, мне кажется, невозможно. Все спорные проблемы нашей земной жизни, расположенные в ее плоскости, разрешаются только тогда, когда человек выходит за рамки этой плоскости, когда он обращается с молитвой к Богу, когда его жизнь начинает строиться на вере во Христа, – тогда все эти вопросы можно решить.
В Евангелии не пишется о том, что мы будем любимы другими людьми, хотя говорится, что если человек оставит отца, мать, родственников, то обретет гораздо больше, чем у него было./Ср.:Мф.19,29/ Нужно уметь совершить этот подвиг самоотречения, самопожертвования. Когда человек перестает жить для себя и начинает жить для других, начинает жить для Бога, – он меняется и становится близок и интересен очень многим людям. Есть такие одинокие люди (одинокие в смысле отсутствия родственников), которых все очень любят. Мне запомнилось, например, как умирала одна женщина. Очень часто, к сожалению, случается, что мы долго не можем найти человека для помощи по уходу за умирающими людьми. У всех свои дела и заботы, и если у больного нет близких родственников, то очень трудно организовать за ним уход, а иногда такой уход нужен круглосуточно. Так вот, когда эта женщина умирала, люди записывались в очередь, чтобы подежурить у ее постели, так всем с ней было радостно и хорошо. Поэтому очевидно: очень часто человек находится в тяжелом состоянии одиночества только потому, что не умеет служить другим, не умеет любить и жертвовать собой, а лишь постоянно требует чего-то от остальных. В этом случае нужно научиться жить для других. Если у тебя есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние, – нужно найти человека, чьё одиночество гораздо больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему, – и твое одиночество и уныние обязательно пройдут. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь: когда человек разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше: он видит, что есть люди, которые страдают гораздо больше, чем он, – и приходит в трезвое, правильное внутреннее состояние.
Например, незамужняя, страдающая от одиночества девушка... Она может пойти работать в школу учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам: полюбить этих детей, у которых очень часто есть проблемы, взять их в свое сердце, заботиться о них, любить их, служить им, помогать учиться… Такой подвиг, возможно, очень трудный, но и радостный, если есть любовь. Нужно научиться любить – тогда никакого одиночества не будет.
Человек, конечно же, нуждается в тепле и сочувствии других людей, тому, кто не имеет такого тепла, жить весьма трудно, даже немного искажается его душа. Например, дети, которые не получили любви и тепла в детстве, дети, которые находятся сейчас в домах ребенка, – в чем-то ущербны, и восполнить потом этот недостаток любви очень тяжело. Так, в период подросткового возраста детям нужны друзья, но еще не так сильно, как впоследствии, в этот период мать заменяет им друзей, а вот во время взросления, в молодые годы они очень нуждаются в друзьях. В зрелые годы наличие друзей уже не так для человека обязательно, хотя важно, чтобы кто-то был рядом. Но христианин должен перерасти эту естественную потребность. Жизнь ему для того и дана, чтобы научиться жить в радости с Богом. Естественные, дружеские отношения оказываются не так важны для человека в дальнейшем, эта проблема перестает быть такой острой, хотя все равно остается. Она остается, пока человек не достигнет совершенства. Я не думаю, что святой праведный Алексий Мечев чувствовал себя одиноким после смерти жены, хотя какое-то время это, конечно, было. И я не думаю, что отец Иоанн Крестьянкин перед своей кончиной чувствовал одиночество, так сильно его любили другие люди. Но его любили другие люди – потому что он любил! Так с чего начать?! «Одиночество – это плохо». «Полюбите меня – а я полюблю вас». Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись любить – и тогда твое одиночество прекратится, в ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.
У некоторых в действительности есть много друзей и знакомых, но они все равно чувствуют одиночество. Это, я думаю, одиночество без Бога, без духовной жизни, одиночество, может быть, от усталости, и здесь мы сталкиваемся с мнимым, ненастоящим чувством одиночества. Человек считает это одиночеством, а на самом деле это что-то другое. Я знал одну женщину, которая на исповеди все время жаловалась мне на свое одиночество, хотя у нее были замечательные сыновья, один из которых – священник, хорошая невестка, прекрасные внуки, которые все ее любили. Эта женщина продолжала в каком-то смысле оставаться центром всей семьи, но она все равно жаловалась на одиночество и говорила: «Все мои друзья умерли, мужа рядом со мной нет». Ей как будто чего-то не хватало. Мне кажется, что ей не хватало правильного устроения души.
Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь, трагедия или драма, когда мы сталкиваемся в жизни с какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток, – мы должны не просто просить и требовать чего-то у Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет, допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить у Бога: «Дай мне жениха», а нужно задуматься: «А почему Бог не дает мне жениха?» В чем причина этого? Может быть, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу, более высокому? Возможно, я нужна другим людям, а не одному только человеку: не жениху, а тем же самым детям? Например, директор нашего детского дома – одинокая женщина. И если бы у нее был муж, у нас бы, возможно, не было детского дома, потому что всё держится на ней. Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане! О ком-то есть такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно, – это естественно, без трудностей нельзя ничему научиться. Одна старшая сестра больничного отделения говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы, препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала ухаживать за больными.., разные бывают трудности у сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом настроении, идти у него на поводу, – то делается еще хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как и раньше, – то еще большая приходит радость, еще большая дается благодать от Бога и открываются другие силы, появляется другое умение в душе.
Научиться ходить – очень трудно. Ты падаешь, ползаешь все время по полу на четвереньках. Но если ползать на четвереньках – ходить никогда не научишься. И научиться говорить тоже иногда трудно, как и научиться писать. Вообще приобрести определенные навыки, а речь здесь идет не о каких-то навыках естественных, а о сверхъестественных: о любви, о настоящей вере, – это всегда очень трудно. Но когда человек их приобретает – эти трудности начинают казаться ему ненастоящими и уже его не смущают.
В наше время часто встречаешься и с тем, что человек специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как ему кажется, устроить свою жизнь, – и это, конечно, эгоизм. Многие современные люди сейчас даже НЕ ХОТЯТ жениться, НЕ ХОТЯТ выходить замуж, стремясь жить так, как им нравится. «Я, – говорят они, – еще не нагулялся, я не сделал того-то, я еще ничего в жизни не достиг. Вот когда я чего-то достигну, когда получу все удовольствия, – тогда буду искать себе супругу». Это другой, в совершенно другую сторону крен греховный.
Есть еще и явление стремления к «дружбе» с духовником, как к одному из способов преодоления одиночества и компенсации недостатка общения. Бывает так, что иногда «старые» духовные чада становятся друзьями Батюшки, и Батюшка с ними куда-то ездит, проводит вместе с ними время, ходит в гости, – отношения действительно устанавливаются дружеские, то есть лучше сказать, что дружеский элемент входит в эти отношения, которые могут оставаться очень благоговейными. Эти друзья из духовных чад относятся к Батюшке снизу вверх, сохраняя правильную дистанцию, но в то же время оттенок этих отношений дружеский. Для молодых людей это очень опасная вещь, потому что некоторые девушки, которые еще не вышли замуж, пытаются иногда найти в духовнике тоже какого-то друга: начинают обижаться на духовника, ревновать, надоедать ему звонками и какими-то вопросами, не имеющими отношения к исповеди. Я понимаю всю тяжесть положения одинокой девушки, которая хочет выйти замуж (сейчас у нас очень много таких православных девушек), но тем не менее она должна понимать, что духовник – не друг. Он для того, чтобы быть посредником между девушкой и Богом, для того, чтобы помочь утвердиться в вере, а не затем чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди, не для того, чтобы отвечать на ее телефонные звонки и ходить к ней в гости. Если так складываются отношения, эти отношения – неправильные, и девушка не получает духовной пользы. Я могу раскрыть одну небольшую духовную тайну: часто бывает так, что когда девушка выходит замуж, все ее духовные вопросы, проблемы и трудности почему-то исчезают, и на исповедь она перестает ходить часто, появляется достаточно редко. Мне кажется, это говорит о том, что раньше, до замужества, у нее была не настоящая духовная жажда, а неудовлетворенное одиночество, которое, с одной стороны, – реальная проблема, но, с другой стороны, избавляться от него за счет низведения духовных отношений до дружеских – неправильно.
Понять, что это неправильные отношения, можно так: если они становятся душевными, а не духовными, то есть если появляется привязанность, обида, ревность, зависть к тем, кто отнимает у духовника больше времени, – значит, в этих отношениях что-то не так, значит, в них есть что-то неправильное и с этим нужно бороться.
По поводу стремления компенсировать недостаток общения с людьми общением с животными следует сказать, что человек – существо удивительно богатое, в его жизни есть разные элементы, включающие в себя в том числе и общение с животными. Я знаю одну девушку, которая замечательно общается с лошадьми, с собаками, однажды она спасла вороненка, перевязав ему крыло, – но всё это вовсе не вместо общения с друзьями, так как одно другому не мешает. Сердце человека – достаточно широко и может вместить в себя очень многое, всё многообразие отношений с земными существами, с животными, населяющими этот мир.
Я думаю, чувство одиночества возникает, когда человек не ощущает любви Божией и стремится ее получить от других людей, но люди никогда не дадут человеку того, что может дать Бог, поэтому в этом случае лучше всего помолиться Богу. А Евангелие прямо говорит нам: «Не делайте добра тем, кто вам ответит на это, а делайте добро тем, кто ответить на это не сможет »./Ср.:Мф. 5,44-47/ То есть Евангелие зовет нас научиться любви бескорыстной, возвыситься над естественным порядком вещей, который существует в этом мире. Но, с другой стороны, по человеческой немощи мы всё же нуждаемся в друзьях. И у самого Христа были друзья, Лазаря Он называл Своим другом/Ср.: Ин. 11,11/, так что дружеское общение является естественным и в какой-то мере необходимым.
Причем в Церкви мы стараемся все-таки говорить о факторе духовном, а не психологическом, и друзья прежде всего должны быть близки духовно. Психологический фактор оказывается на втором плане: часто случается, что люди совершенно разные становятся замечательными друзьями.
Старец отец Павел Груздев говорил: «Всех люби и всех бойся». Эти слова подразумевают и некоторую осторожность, и определенную дистанцию в общении с другими людьми, потому что общение может быть не только любовью, не только дружбой, но и привязанностью и иметь какие-то перекосы.
Иногда одиночество – это хорошо. Я порой очень хотел бы остаться в одиночестве, но мне этого Бог не дает, потому что приходится общаться с разными людьми, заниматься многими делами, а побыть одному иногда бывает полезно и необходимо. В Евангелии сказано, что, чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу/Ср.: Мф. 6,6/. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах.
Порой и для многодетной мамы хорошо оставаться на какое-то время одной, потому что ей тоже нужно побыть с Богом, помолиться. Это очень важно для мамы – находиться иногда в тишине. Но в то же время нужно нести свой крест и следовать воле Божией.
Если говорить о настоящих друзьях – их можно найти и на работе, и во время учебы. Одна из выпускниц училища сестер милосердия рассказывала, как она нашла друзей, пока училась в училище. Так что для молодых людей есть такой способ поиска товарищей: найти место, где учатся единомышленники, где находятся люди, которые одинаково с тобой думают, одинаково с тобой мыслят, стремятся к подвигу, ищут служения ближним…
Если жить с Богом, молиться Богу – всё можно преодолеть, и само одиночество, которое так тяжело переживается людьми, может быть во благо человеку, если он ищет спасения своей души, если он с Богом.

#2 Васильева Марина

Васильева Марина

    Активный участник

  • Администраторы
  • PipPipPip
  • Cообщений: 782
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:
  • Интересы:https://www.facebook.com/VasilievaMarina

Отправлено 08 May 2009 - 15:27

Спасибо, батюшка! Очень интересно!!! :)

Но мне хочется задать вопрос в несколько другом ракурсе.

Я обычно сталкиваюсь с чувством одиночества не в себе, а в других людях: наших подпоечных или друзьях. Причем если друзьям еще можно вручить прочитать Ваше обращение (они как православные люди постараются хоть в какой-то мере применить к себе Ваши советы), то вот с подопечными ситуация гораздо более удручающая.

Да, с одной стороны, мы (добровольцы) и нужны для того, чтобы своим присутствием, и общением, и помощью восполнять недостаток любви у наших подпечных насколько это в наших силах. С другой стороны, чувство одиночества у них часто настолько обострено, что отношения с добровольцами переходят в некий "террор", когда добровольцу начиинают почти приказывать - "приходи ко мне каждый день", "почему ты мне не звонишь каждые два часа" и т.п.

Мы стараемся - опять же насколько это в наших силах - способствовать воцерковлению этих людей. Но даже когда удается наладить более-менее духовную сторону жизни подопечных: они читают Евангелие, молитвы, регулярно причащаются, имеют возможность побеседовать со священником - все равно одиночество их ОЧЕНЬ сильно преследует.
Может быть это такой некий "голод по любви", который не утоляется даже несколькими годами неодинокой жизни?

Зато, если человек жил духовной жизнью до того, как постарел, заболел, остался в один и т.п. - у него обычно не бывает таких переживаний.

Хотя наверное, на самом деле, все проще? - это мы не в состоянии им дать настоящей любви - вряд ли люди рядом со святыми чувствовали свое одиночество.

#3 еп. Пантелеимон

еп. Пантелеимон

    Духовник службы «МИЛОСЕРДИЕ»

  • Доброволец
  • PipPipPip
  • Cообщений: 112
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:

Отправлено 09 May 2009 - 14:58

Дорогая Марина!
Как-то один очень хороший батюшка, отец Александр Киселев, сказал своему собеседнику, который давал ему советы, как не скорбеть после смерти жены: «Да-а-а-а! Советы давать легко, все равно, что камушки вниз бросать с колокольни, а выполнять их – все равно, что тяжелые камни снизу наверх на колокольню таскать!».
Подавляющее большинство наших добровольцев молоды и здоровы, и прочувствовать горе одиноких, брошенных, больных, пожилых людей мы не можем. Мы можем в меру наших сил помочь, утешить этих людей, усердно о них помолиться, терпеть их капризы и придирки.
Их страдания не должны ввергать нас в уныние и отчаяние. Есть Тот, Кто любит их больше нас и больше нас может им помочь. Они совершают свой подвиг терпения болезни и одиночества, мы должны поддержать их в этом.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил мне, что задача сестры милосердия научить больного полюбить свою болезнь, понять ее смысл.
Не знаю, есть ли среди нас люди, которые могли бы это исполнить. Для этого нужно самому любить свой крест, испытать болезни и скорби, преодолеть уныние, научиться любви.
Будем делать то, что можем, будем стараться сами исполнять советы святых отцов и евангельские заповеди, а все наши и не-наши скорби и печали возлагать на Господа, у Которого нет недостатка в любви!
Благодарный тебе,
прот.Аркадий Шатов.

#4 Олег Смольников

Олег Смольников

    Активный участник

  • Доброволец
  • PipPipPip
  • Cообщений: 82

Отправлено 10 May 2009 - 12:42

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил мне, что задача сестры милосердия научить больного полюбить свою болезнь, понять ее смысл. Не знаю, есть ли среди нас люди, которые могли бы это исполнить.


Спасибо, батюшка!
У меня возникает вопрос по поводу слов о. Иоанна (Крестьянкина):
Я думал, что помогая тяжело больному мы должны стараться каким-то образом мотивировать в нем желание выбраться из своего беспомощного состояния, например: если это лежачий больной, который не может самостоятельно двигаться, то в нем должно появиться желание как-нибудь самостоятельно садиться, например, или поворачиваться на бок, двигать руками, пальцами рук (например, как цель - возможность работы на компьютере). Но для этого нужно желание и стремление самого больного, а со стороны сестры милосердия - оказать ему соответствующую помощь. Ведь помочь такому человеку может только Господь, если Его будут об этом просить и стараться со своей стороны делать все возможное. Сестра милосердия может только помогать самому больному проявлять какую-либо активность, например: помогать ему делать какие-то движения руками, ногами, массаж и т.п. Но в таком случае получается, что помогающие больному помогают ему не полюбить свою болезнь, а наоборот - по-возможности больше ослабить ее власть над ним. Может ли получиться так, что подобными действиями можно больше нанести вред душе больного и лишить его награды за его мученичество?
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
(Рим.12:21)

#5 victorka

victorka

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 12

Отправлено 14 May 2009 - 21:20

Со временем можно привыкнуть к одиночеству и этот мазохизм даже начинает нравится... :lol:
Вот только что состоялся разговор/спор на тему разобщенности нашего российского общества -тяжелая болезнь, и каждый сам за себя, и потом все жалуются на одиночество...

#6 Прохорова Ирина

Прохорова Ирина

    Активный участник

  • Доброволец
  • PipPipPip
  • Cообщений: 191
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:

Отправлено 14 May 2009 - 21:59

Спасибо большое, о. Аркадий!
Я умом соглашаюсь с каждым словом, но пока только умом, потому что в душе почти совсем нет желания разделить с ближним его одиночество и скорби и таким образом преодалеть свое, мнимое и эгоистическое, чувство одиночества. Пока я только наблюдаю за другими людьми, у которых это благое стремление есть, но не очень-то усердно стараюсь научиться тому же :lol:
Да, самая главная причина одиночества в том, что у человека нету Бога, нету с Ним живого общения. Если даже верующие, церковные люди, бывает, страдают от того, что не имеют общения с Богом, от какого-то формального подхода к вере, то как быть с людьми, пока далекими от веры? У меня среди подопечных есть человек, страдающий, как мне кажется, от одиночества, но его нельзя назвать верующим, по крайней мере, осознанно. Бывает, что человека, переживающего какие-то скорби, хочется утешить, но кто же может разрешить его проблемы, скорби - только Бог, если человек болеет, если он стар и немощен, его не избавить от этих скорбей, можно только переменить отношение человека к ним. Но как быть, когда человек неверующий? Сразу, вот так, вдруг, о Боге с ним не заговоришь, а других слов не находится... Не находится, наверное, потому, что у меня самой не было таких трудностей в жизни, не хватает опыта и сердечного участия.

#7 Морозов Николай

Морозов Николай

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • Cообщений: 37

Отправлено 21 May 2009 - 19:43

Вот только что состоялся разговор/спор на тему разобщенности нашего российского общества -тяжелая болезнь, и каждый сам за себя, и потом все жалуются на одиночество...

С обществом и общественным одиночеством проще. Людей объединяет нужда. Например таджики рабочие живут по 10 человек в комнате и от одиночества не страдают. А зажравшиеся москвичи даже с родными ужиться не могут и у взрослых детей первая мечта - отдельная жилплощадь от родителей. А поскольку все богатые, обеспеченные (относительно) то ни друзья ни супруги не нужны и с этого все начинается. Вот тряхонет кризис так что уровень жизни станет примерно как в послевоенные годы прошлого века - так проблема разобщенности русского народа вмиг исчезнет.

#8 Морозов Николай

Морозов Николай

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • Cообщений: 37

Отправлено 21 May 2009 - 20:04

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил мне, что задача сестры милосердия научить больного полюбить свою болезнь, понять ее смысл.

Только надо возлюбить не свой болезнь или крест, а Господа Бога. (Матф.22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим). Мы спасаемся не терпением страстей, а жертвой Иисуса Христа.

Не знаю, есть ли среди нас люди, которые могли бы это исполнить. Для этого нужно самому любить свой крест, испытать болезни и скорби,

Чтобы помочь человеку возлюбить Бога - надо самому Бога возлюбить. А поскольку мало духоносных наставников, как Иоан Крестьянкин - мало и мирян, которые хотя бы миеют представление о том, что значит любить Бога.

#9 Васильева Марина

Васильева Марина

    Активный участник

  • Администраторы
  • PipPipPip
  • Cообщений: 782
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:
  • Интересы:https://www.facebook.com/VasilievaMarina

Отправлено 22 May 2009 - 20:54

А поскольку мало духоносных наставников, как Иоанн Крестьянкин - мало и мирян, которые хотя бы имеют представление о том, что значит любить Бога.


Николай, а мне кажется фокус нужно сместить: мало мирян, которые ищут духовности, а не подмены ее. А наставники есть, только вот мы не умеем их видеть и ценить.
Согласись, даже на своем личном опыте - с ребенком 5 лет ты будешь разговаривать одним образом, а со сверстником - другим, с авторитетным для тебя - третьим, а с тем, кто уже надоел - четвертым :lol: И опыт свой - ты каждому передашь - разный (в разном объеме и с разной полезностью для всех)! Если я спрошу тебя про компьютерные вещи - то ничего не запомню, а Андрей П. - еще и сам сможете тебе что-то подсказать :)

И это не значит, что ты - разный. Ты ведь - один и тот же? С одинаковым образованием, опытом, взглядами. Просто мы - разной степени подготовленности!

'
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил мне, что задача сестры милосердия научить больного полюбить свою болезнь, понять ее смысл.


Только надо возлюбить не свой болезнь или крест, а Господа Бога. (Матф.22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим). Мы спасаемся не терпением страстей, а жертвой Иисуса Христа.


Коля, уверена, ты можешь процитировать этот текст лучше меня: тот кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит - тот лжец.
Поэтому, мне кажется, пути научиться любить Бога другого нет - как через любовь к ближним.
А как помочь ближнему, страдающему от болезни? - только помочь ему ее понять и принять (круг замкнулся приведенной выше цитатой).
Это бы попытаться научиться делать, а уж до более высокого нам (по крайней мере - мне) - и на ракете не долететь :D

#10 Олег Смольников

Олег Смольников

    Активный участник

  • Доброволец
  • PipPipPip
  • Cообщений: 82

Отправлено 22 May 2009 - 21:19

А как помочь ближнему, страдающему от болезни? - только помочь ему ее понять и принять (круг замкнулся приведенной выше цитатой).
Это бы попытаться научиться делать, а уж до более высокого нам (по крайней мере - мне) - и на ракете не долететь :lol:


Есть какие-нибудь мысли? С чего начать, хотя-бы?
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
(Рим.12:21)

#11 Морозов Николай

Морозов Николай

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • Cообщений: 37

Отправлено 25 May 2009 - 10:31

Николай, а мне кажется фокус нужно сместить: мало мирян, которые ищут духовности, а не подмены ее. А наставники есть, только вот мы не умеем их видеть и ценить.

И это тоже так. Наставники есть, и кто ищет и готов воспринять их - тот находит.

Коля, уверена, ты можешь процитировать этот текст лучше меня: тот кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит - тот лжец.
Поэтому, мне кажется, пути научиться любить Бога другого нет - как через любовь к ближним.

Любовь к ближним - необходимое, но не достаточное условие чтобы любить Бога. У атеистов и иноверцев тоже есть любовь к ближним и забота о страдающих но они остаются в своих заблуждениях. Поэтому важно чтобы человек жил по своей вере и знал бы ее настолько хорошо чтобы мог объяснить.

#12 Рябова Светлана

Рябова Светлана

    Активный участник

  • Доброволец
  • PipPipPip
  • Cообщений: 80
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:

Отправлено 02 June 2009 - 12:57

Поэтому важно чтобы человек жил по своей вере и знал бы ее настолько хорошо чтобы мог объяснить.


Не знаю в тему ли я, но хочу расаказать об одной ситуации.
Я на прошлой неделе лежала в больнице. В палате было 7 человек, ни одна из женщин не была воцерковленной, даже к разряду "захожан" нельзя отнести, а одна женщина вообще другой веры. Я никому ни чего не объясняла, просто, честно ПЫТАЛАСЬ ( потому что было очень шумно) каждый вечер и утро молиться, в воскресенье со мной на службу пошли две женщины, первый раз исповедовались и причастились.
Это я не в хвалу себя рассказала, не приведи Господь. Мне кажется, что только личным примером мы можем хоть как-то заинтересовать, что-то показать людям, а Господь сам приведет человека к тому, кто ему все хорошо объяснит.
Простите, может, я и не права совсем.

#13 Рябова Светлана

Рябова Светлана

    Активный участник

  • Доброволец
  • PipPipPip
  • Cообщений: 80
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:

Отправлено 02 June 2009 - 13:00

в воскресенье со мной на службу пошли две женщины, первый раз исповедовались и причастились.


Вот этим двум женщинам отец Александр из больничного Храма все и объяснил как надо.

#14 Мусина Александра

Мусина Александра

    Активный участник

  • Доброволец
  • PipPipPip
  • Cообщений: 32

Отправлено 03 June 2009 - 14:26

Дивны дела Твои, Господи...

#15 Александр Курсаков

Александр Курсаков

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 13
  • Именины:14 02
  • Ближайшая станция метро:Живу не в Москве
  • Интересы:Linux интернет природа семья дети здоровье компьютеры космос общество Иерусалим

Отправлено 30 July 2016 - 07:11

Когда есть поддержка любимого человека, можно справиться с любой проблемой.

А этим любимым человеком может быть и Иисус Христос (Сын Божий, Богочеловек) и Богородица... А очень часто - это наш ближний, человек, который в данную секунду возле тебя..


Счастья, для всех, даром!!! Happiness, for all, free!!

#16 Alina_Roeva

Alina_Roeva

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 20
  • Ближайшая станция метро:Авиамоторная

Отправлено 19 May 2017 - 01:02

Когда есть поддержка любимого человека, можно справиться с любой проблемой.

А этим любимым человеком может быть и Иисус Христос (Сын Божий, Богочеловек) и Богородица... А очень часто - это наш ближний, человек, который в данную секунду возле тебя..

Любой человек, которого поддерживают не будет чувствовать себя одиноким.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных