Перейти к содержимому


Фотография

Добровольное рабство

техника безопасности

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 Мерная (Редько) Ирина

Мерная (Редько) Ирина

    Активный участник

  • Координатор службы МИЛОСЕРДИЕ
  • PipPipPip
  • Cообщений: 1526
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:
  • Интересы:Литургия, Евангелие, канон Богородице, умножение любви, решение нерешаемых задач-ситуаций, люди, как стать человеком, церковное пение, праздничный колокольный звон в Замоскворечье

Отправлено 29 June 2015 - 14:28

 
«Моя подопечная была так несчастна, что всегда казалось: моя помощь недостаточна. Оглянувшись однажды, я поняла, что ее проблемы полностью стали моими проблемами»
 
«Лида – одинокая женщина, инвалид с букетом разных болезней, которые не дают ей работать, и маленькой пенсией, которая не дает ей жить. Когда я познакомилась с ней, начиналось с малого: помогала с покупкой лекарств, продуктов. Созванивались, спрашивала, как самочувствие. Шли месяцы, мы все больше узнавали друг о друге. Она ждала от меня не только материальной помощи, но и дружеской поддержки. Временами у нее случались перепады настроения, я пыталась помочь, как могла. В какой-то момент я поняла, что Лида привыкла ко мне и ждет моей всесторонней помощи. С одной стороны, в ней укрепилась непоколебимая вера, что я всегда буду решать все ее проблемы, с другой – ее регулярно охватывали приступы паники, что я «ее брошу». Дистанция в тонком деле добровольной помощи была мной собственноручно разрушена, и заметила я это далеко не сразу. Каждый день я испытывала колоссальное психологического давление, потому что от меня хотели всего и сразу: продуктов, лекарств, дружбы, ласки, заклеить окна, вентилятор, гарантий вечной безмятежной жизни, вылечить все болезни. Казалось, что точка невозврата пройдена».
 
Это реальная история добровольца, которому довелось осваивать искусство добровольной помощи, не имея опытных наставников. О том, как должна быть организована помощь нуждающемуся человеку, чтобы самому не стать рабом подопечного, мы поговорили с опытным волонтером и координатором добровольцев службы «Милосердие» Ириной Редько.
 
Случай с Людмилой, мамой взрослого ребенка-инвалида, Ирина вспоминает как очень показательный. Людмила в одиночку ухаживала за 20-летним сыном-колясочником. Сам он из-за болезни практически ничего не мог делать. Несколько лет назад на лечение парня собирали на сайте Милосердие.ру, с этого все и началось. Сумму силами читателей сайта собрали, а еще на семью обратила внимание одна читательница, которую история особенно задела за живое. «Познакомьте меня с ними, я хочу им помогать регулярно», — она настойчиво просила свести их, понимая, что семья нуждается в поддержке.
 
— Мы долго ее отговаривали, понимая, что несем ответственность за продолжение этой истории. – рассказывает Ирина Редько. — Всегда надежнее, чтобы помощь подопечным оказывалась специалистами. Есть наша группа работы с просителями, которая поможет собрать на лечение, есть патронажная служба, где уход за больным обеспечат квалифицированные сиделки, есть, в конце концов, служба добровольцев, где каждый доброволец проходит подробный инструктаж опытного координатора и в любой непонятной ситуации имеет, у кого спросить совета.
 
Но неравнодушная читательница была очень настойчива: спросив разрешения Людмилы, их познакомили.
 
— Все началось с ремонта в квартире и покупки отдельных деталей, а закончилось тем, что ежемесячно Людмила просила у новой благотворительницы деньги на жизнь: на продукты, на поездку на отдых и т.д. У Людмилы оказался довольно пробивной характер. Понятно, что в условиях, когда ты не работаешь и уже много лет полностью погружен в уход за больным ребенком, деньги нужны. Но семья не бедствовала: муж Людмилы, с которым они разошлись, исправно перечислял им алименты.
 
История закончилась тем, что добровольная помощница семьи, прячась от такого напора, перестала отвечать на звонки. А Людмиле и сыну мы помогаем понемногу до сих пор.
 
Недопустимо, чтобы добровольчество становилось в ущерб общению с собственной семьей.
 
— Была и такая история: доброволец, которая помогала одинокой пожилой женщине, стала пропадать у нее почти что на все выходные. Дошло до того, что нам звонили родные девушки с вопросами, куда мы так часто отправляем их дочь. Мы собрали целый совет из наших координаторов с участием священника, на который пригласили девушку. Она, конечно, хотела, как лучше, но недопустимо, чтобы добровольчество становилось в ущерб общению с собственной семьей. Пришлось очень четко проговорить с ней, сколько времени она будет проводить с подопечной бабушкой. На случай, если режим будет нарушаться, мы уже могли поддерживать связь с родными добровольца.
 
Но, возможно, бабушке, у которой так подолгу задерживалась девушка, и правда нужно было больше внимания? Как определить, требует ли подопечный больше, чем нужно, каприз это, или объективная необходимость?
 
Знакомство со многими подопечными начинается с просьбы найти кого-то, кто сможет с подопечным жить.
 
— Это индивидуальный вопрос, и именно поэтому прежде, чем сводить нового подопечного с волонтером, на дом к подопечному приезжает опытный координатор, который может на месте, в личной беседе сформировать представление, какая помощь нужна. Знакомство со многими подопечными начинается с просьбы найти кого-то, кто сможет с подопечным жить. Какого-то идеального волонтера – тихого, бесконфликтного, чуткого, с очень свободным графиком работы. Разумеется, что мы на это никогда не идем. Если человеку действительно нужно постоянное присутствие кого-либо, например, из-за болезни, ему нужна сиделка. Если человеку нужно, чтобы ему готовили и приносили еду несколько раз в неделю, мы ищем нескольких добровольцев, которые в идеале живут не очень далеко и смогут посменно навещать человека. Но совместное проживание таит в себе слишком много рисков как для подопечного, так и для добровольца. К тому же, если найдется доброволец, согласный на такой вариант, практически наверняка у него есть свой интерес, например, он ищет возможности проживания и хочет сэкономить на съемном жилье. Но для добровольца это в корне неверная мотивация.
 
Есть круг вопросов, которые никогда не могут стать кругом ответственности для волонтера, уверена Ирина Редько. Это поможет сохранить необходимый минимум дистанции между добровольцем и подопечным. Так, добровольцу ни в коем случае нельзя вмешиваться в отношения подопечного с родственниками. Например, бабушка может противопоставлять своих «равнодушных и слишком занятых» детей «доброму и отзывчивому» добровольцу.
 
— В итоге сам доброволец начинает относиться к родственникам бабушки с подозрительностью и презрением. Конечно, ситуации бывают разные, и случается, что интерес родственников сводится лишь к тому, когда уже они унаследуют бабушкину жилплощадь, но нужно объективно оценивать обстоятельства. У нас был пожилой подопечный, который жаловался своему волонтеру, что родственники с ним не гуляют. Сам он уже в силу своих заболеваний выйти на улицу без сопровождения не мог. Правда, потом выяснилось, что на то были причины: любая вылазка на прогулку заканчивалась тем, что дедушка покупал алкоголь и остановить его в этом было крайне сложно.
 
Добровольцы не должны брать на себя решение всего спектра жизненных проблем подопечного, уверена Ирина. Нужно договориться «на берегу», что входит в задачи волонтера, чтобы у подопечного не возникло иллюзии, что у него появилась персональная волшебная палочка.
 
Что же делать, если, взявшись однажды помогать подопечному в малом, со временем замечаешь, что человеку все труднее справляться с бытовыми нуждами, прогрессируют его заболевания и необходимость во всесторонней поддержке возрастает по объективным причинам?
 
Если у добровольца все идет правильно, то количество любви должно возрастать.
 
— Тут и обнаруживаются преимущества работы в команде. О таких изменениях не надо молчать и пытаться взвалить все на свои плечи – можно надорваться. Расскажи об этом координатору – он поможет а) оценить реальную необходимость и б) подключить к помощи других волонтеров. Если у добровольца все идет правильно, то количество любви должно возрастать. Тогда подопечный и доброволец будут друзьями, а не рабами друг друга.
 
Анна ОВСЯННИКОВА
 
А какими советами на эту тему вы можете поделиться?

http://www.miloserdi...ко-иринаs-блог/

Мои контакты: irina.redko@gmail.com


#2 Lenusik

Lenusik

    Активный участник

  • Доброволец
  • PipPipPip
  • Cообщений: 68
  • Именины:3 июня
  • Ближайшая станция метро:Кунцевская
  • Интересы:Я с самого раннего детства мечтала работать в детском доме воспитательницей.К сожалению,я пошла по стопам мамы и стала инженером.Но душа все равно рвется к духовному,помощи детям,людям с ограниченными возможностями.Я знаю,что именно они могут ценить жизнь намного сильнее,чем обычные обыватели,они умеют дорожить близкими и родными.Они не должны быть одинокими и беспомощными,мы должны их окружить заботой и любовью.Я люблю читать книги,ходить в театр,также люблю путешествовать и познавать мир,в свободное время провожу с друзьями,близкими и родными. Из активных видов спорта-велосипед,лыжи,коньки,танцы.

Отправлено 29 June 2015 - 15:04

Добрый день всем!Храни Вас Господь!

Могу сказать от себя,что пожилые люди действительно очень одиноки им нужно живое общение,также как и нам всем.Они хотят выговориться от души и их надо суметь выслушать и услышать.У меня есть одна подопечная,которая все время говорит про своего сына,что я должна ему помочь,чтобы он бросил пить.Но я пришла помочь ей,а не ему.Мне вот очень тяжело отказывать особенно пожилому человеку.Я понимаю ее волнения матери к своему собственному сыну,но я для него чужой человек и не могу лезть в его личное пространство!В этих случаях я советую всегда молиться о близких и любимых им людях.



#3 Мерная (Редько) Ирина

Мерная (Редько) Ирина

    Активный участник

  • Координатор службы МИЛОСЕРДИЕ
  • PipPipPip
  • Cообщений: 1526
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:
  • Интересы:Литургия, Евангелие, канон Богородице, умножение любви, решение нерешаемых задач-ситуаций, люди, как стать человеком, церковное пение, праздничный колокольный звон в Замоскворечье

Отправлено 29 June 2015 - 19:18

Добрый день всем!Храни Вас Господь!

Могу сказать от себя,что пожилые люди действительно очень одиноки им нужно живое общение,также как и нам всем.Они хотят выговориться от души и их надо суметь выслушать и услышать.У меня есть одна подопечная,которая все время говорит про своего сына,что я должна ему помочь,чтобы он бросил пить.Но я пришла помочь ей,а не ему.Мне вот очень тяжело отказывать особенно пожилому человеку.Я понимаю ее волнения матери к своему собственному сыну,но я для него чужой человек и не могу лезть в его личное пространство!В этих случаях я советую всегда молиться о близких и любимых им людях.

 

Лена, спасибо за отклик! Я думаю, что в этой ситуации действительно самый лучше совет - напомнить о молитве.

И можно дать адреса тех, кто знает, как помочь алкоголезависимому человеку и его родственникам справиться с этой бедой. Например:

 

1. Кружок трезвости при храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище (Патриаршее подворье) г. Москва

http://social.milose...ru/service/4199

 

2. Помощь алкоголезависимым и их родственникам при Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москва

http://social.milose...ru/service/4161

 

3. Группа самопомощи для алкоголезависимых при храме Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино г. Москва

http://social.milose...ru/service/4135

 

4. Клуб трезвости при храме иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на Ходынском поле г. Москва

http://social.milose...ru/service/4058

 

5. Православный клуб трезвости при Свято-Никольском храме с. Ромашково

http://social.milose...ru/service/3290

 

6. Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости при храме Всех Святых на Соколе г. Москва

http://social.milose...ru/service/3634

 

7. Семейный клуб трезвости при храме Девяти мучеников Кизических г. Москва

http://social.milose...ru/service/3649

 

и другие православные клубы трезвости....


http://www.miloserdi...ко-иринаs-блог/

Мои контакты: irina.redko@gmail.com


#4 Мерная (Редько) Ирина

Мерная (Редько) Ирина

    Активный участник

  • Координатор службы МИЛОСЕРДИЕ
  • PipPipPip
  • Cообщений: 1526
  • Ближайшая станция метро:Выберите станцию:
  • Интересы:Литургия, Евангелие, канон Богородице, умножение любви, решение нерешаемых задач-ситуаций, люди, как стать человеком, церковное пение, праздничный колокольный звон в Замоскворечье

Отправлено 24 July 2015 - 15:27

В продложение темы

https://www.miloserd...nego-zavisimym/

 

Доброволец, ставший рабом подопечного, плохо кончает: из тихой жертвы он превращается в агрессора и уходит из добровольцев с чувством «а пропади оно все». Как предотвратить нехороший финал?

Сайт Милосердие недавно поднял тему: как помогать нуждающемуся человеку, не превращаясь в его раба? Ситуация, когда человек терпит до последнего, а потом берет автомат, характерна не только для работников супермаркетов, но и для волонтеров (где автомат, конечно, метафора). Но именно попавший в зависимость к своему подопечному доброволец вскоре, по закону психологии, из тихой угнетенной жертвы превращается в агрессора. Агрессивность добровольца проявляется чаще всего в том, что он перестает помогать, уходит из добровольцев с ощущением неудачника, чувством боли и гнева. Как предотвратить такое развитие ситуации? Как помочь добровольцу не разочароваться в своем деле, и помогать, чувствуя себя не «тряпкой для пыли», а «тоже человеком»?

Тему комментируют психолог и священник.

6235789790.jpg?c50728Фото: youtube.com

Светлана Перегудова, психолог службы добровольцев «Даниловцы»:

— Почему вообще возникают ситуации зависимости волонтера от подопечного? И какова профилактика?

— Люди, которые нуждаются в помощи волонтеров,  как правило, в прошлом имели какие-то сложности в общении. Скорее всего, у них не сложились отношения с родственниками, и потому остались нереализованные ожидания и потребности. И когда приходит волонтер, на него проецируются эти представления, которые обычно превышают реальные возможности одного человека. Ведь волонтер – не близкий друг подопечного, тем более не Бог и не сверхчеловек.

Если волонтер не может отказать подопечному, постоянно испытывает перед ним чувство вины, боится новых просьб, боится идти к нему, — это сигналит о зависимости волонтера

Поэтому, чтобы не возникало недопонимания, нужно сразу же обговаривать с подопечным, как и сколько времени волонтер может участвовать в его жизни. Мы знаем, что в пожилом возрасте у людей бывают проблемы с памятью, ментальными процессами, поэтому нелишним будет каждую встречу прояснять этот вопрос: говорить, на какое время волонтер пришел, что он сможет сделать и что ему не по силам. И, на мой взгляд, желательно следовать принципу, что лучше не доделать, чем перетрудиться – потому что в следующий раз из-за слабости или усталости у добровольца может возникнуть сопротивление, а после – раздражение и нежелание идти к подопечному. И все из-за того, что изначально не были правильно выстроены границы.

Так же бывает важно озвучивать правила общения, и лучше, чтобы они были печатно зафиксированными, и на них всегда можно было сослаться.  В этих правилах должно быть прописано, какое количество времени волонтер будет помогать, какую помощь он сможет оказать, например, женщина-волонтер не может поднимать тяжелые вещи или передвигать мебель и т.д.. Здесь очень важно, чтобы волонтера поддерживала его организация, на встречах добровольцев эти правила должны обсуждаться. Кроме того важно, чтобы кто-то корректировал отношения волонтера с подопечным, подсказывал выход из сложных ситуаций.

Необходимы также группы психологической помощи, где волонтеры могли бы обсуждать свой опыт. У каждого человека — свои реакции: кто-то раздражается, кто-то унывает, кто-то ищет конструктивное решение. И когда люди вместе все это проговаривают, делятся друг с другом, получается, что каждый может найти отклик своему чувству и свой способ выхода из сложного положения.

На таких встречах очень важно проговаривать два аспекта: что вдохновляет его в работе, а что кажется трудным? Необходимо и регулярно напоминать волонтерам о важности баланса труда и отдыха, о важности восстановления физических и душевных сил и об ответственности волонтера перед самим собой: ведь никто так хорошо не понимает состояние человека, кроме него самого.

Но есть чувства, которыми трудно поделиться со всей группой. Гнев, обида, стыд, зависть, презрение к подопечному – эти чувства считаются негативными. Но они есть и важно с ними работать: признать, понять, о чем они сигнализируют, и суметь перевести в конструктивное русло.  Эти чувства, на самом деле, позволяют человеку увидеть свои слабые стороны, а значит, научиться защищать свои границы, и дают ответы на вопросы: что волонтеру по силам, а что нет.

— Есть волонтеры, которые как-то сразу чувствуют себя зависимыми от подопечных, а есть те, которым эта проблема даже непонятна. Получается, все дело в волонтере?

— Это, скорее, взаимный, процесс. Волонтер, не обозначая четко своих границ, может тем самым провоцировать подопечного их нарушать. На первых порах бывает, что волонтер говорит: «Я пойду на все!», мыслит идеалистично, не представляя, какими сложными бывают люди, требующие опеки. Поэтому важно еще на этапе собеседования вести профилактические беседы на эту тему, чтобы волонтер был осведомлен, а значит, подготовлен к таким ситуациям и знал, где искать поддержки. На последующих встречах надо предупреждать волонтеров, чтобы они ни в коем случае не соглашались на то, что превышает их возможности. Если есть сомнения на эту тему, стоит посоветоваться с координатором.

Конечно, среди волонтеров тоже есть огромное количество людей со своими внутренними психологическими трудностями. Многие чувствуют вину, одиночество, нереализованность. Возможно, кто-то пережил созависимость в отношениях  со своими близкими. Волонтерская деятельность помогает осознавать свои трудности и конструктивно с ними обходиться.

Но когда волонтер, переживший утрату в недавнем прошлом, приходит со своей болью к подопечному и встречает в нем требовательность, капризность, деспотизм, для него это может стать возобновлением прежних сложных отношений. И вот в этот момент ему лучше всего сразу же обратиться за поддержкой. Абсолютно точно не стоит терпеть, копить в себе эти чувства и пытаться самостоятельно с ними справиться.

Координатору всегда важно напоминать добровольцу, что он вправе брать тайм-аут, что он не в рабстве у своего подопечного. На встречах важно рассказывать о том, что такое созависимость, о состоянии жертвы у волонтеров, о том, как на смену этому приходит состояние агрессора; как чувство обиды и боли сменяется чувством гнева и протеста. Это важные темы, в которых людей надо просвещать, не стесняться на эти темы разговаривать. Но важно это делать безоценочно: просто анализировать, о чем эти чувства свидетельствуют и как с ними работать. А не оценивать волонтера по шкале «слабенький» или «сильный».

— Каковы симптомы того, что волонтер оказался в состоянии жертвы?

— Если волонтер не может отказать своему подопечному, постоянно испытывает перед ним чувство вины, боится его новых просьб, боится идти к нему, — это все сигналит о неблагополучности. Возможно, эти реакции вызваны тем, что подопечный ведет себя капризно, раздражительно, деспотично. Здесь очень важно помочь волонтеру понять смысл этих событий: что они говорят о подопечном, о нем самом, об их отношениях? Свойственно ли это было в предыдущий значимых для волонтера отношениях с людьми? Как он с этим обходился? Какой конструктивный способ возможен?

Очень важно сразу предупредить подопечного, что волонтер имеет право ему отказать и предложить другой вариант помощи, то есть обозначить, что не все просьбы подопечного будут выполняться в тот же момент. Умение говорить «нет» — один из ключевых навыков волонтера.

— Как отличить нормально выстроенную помощь от патологии?  

— Признак патологии — это ущерб чувству собственного достоинства. Если волонтер переживает положительные эмоции, работа его поддерживает и укрепляет, вызывает радость, чувство сопричастности и удовлетворения от того, что была решена какая-то сложная задача – значит, все происходит правильно.

Если человек постоянно ощущает себя после того, как реально помог, униженным, подавленным, использованным, значит, его помощь свелась не к милосердию, а к ненормальной жертвенности.

И когда мы встречаемся с тем, что человек избегает своего подопечного или болезненно на него реагирует, – это свидетельство того, что была нарушена грань, связанная со свободой личности делать добрые дела. Если чувства протеста, страха, презрения, гнева становятся регулярным эмоциональным фоном волонтера, то это знак того, что отношения с подопечным ему вредят и продолжать их нежелательно.

— Что делать волонтеру, попавшему в отношения зависимости?

— Очень важно провести аналитическую работу: разобраться, что стало причиной этой проблемы – как самому с собой, так и с доверенными лицами, психологом. Важно через наставника вынести это на обсуждение волонтерской группы, посоветоваться с духовником (если человек верующий), рассказать о происходящем близким людям, которые могли бы поддержать.

Волонтеру нужно признать все то хорошее, что было им сделано, вспомнить благодарность, отклик, которые он получал от подопечного. Но в первую очередь важно признать то сложное, что было, и подумать, что оно может дать. Может быть, это сигнал о том, как важно видеть свои теневые стороны, научиться говорить «нет» и объяснять, что он не идеальный воплотитель надежд и помогает только в меру своих сил.

Если есть возможность, нужно самому или через кого-то коротко поблагодарить подопечного за то хорошее, что было, признать свою неправоту и попросить прощения, если, например, были вспышки раздражения. Если подопечный чувствует себя виноватым и заговаривает об этом, достаточно бывает, что бы он также признал свою неправоту и попросил прощения. Тогда приходит моральное утешение, боль изживается.

Хорошо бы, если бы волонтер смог сам предложить какой-то конструктивный вариант выхода из ситуации. Но тут нужна поддержка со стороны: не всегда человек в истощенном состоянии способен искать решение. Можно познакомить его с другим волонтером, чтобы первый рассказал второму о сложных моментах. Возможно, они совместно выработают новые правила поведения или скорректируют старые.

Но требовать от волонтера, чтобы это происходило быстро и, скажем, на следующей неделе он вновь пошел помогать – неправильно. Нужна какая-то пауза. Волонтер в такой ситуации имеет полное право на тайм-аут. Координаторам же важно продолжать отношения с волонтером, не осуждать его. Ведь у него были положительные намерения, но они не всегда реализуемы.

— В чем волонтер никогда не сможет помочь подопечному?

— Волонтер дает только то, что он может дать. Тут есть общее для всех людей измерение – время. Или внимание. Волонтер вправе сразу обозначить, что будет слушать своего подопечного, например, 15 минут – и это очень немало. Волонтер может помочь по хозяйству, но и тут должен обозначить тот темп, в котором готов работать. Есть люди неспешные, они должны предупредить об этом, чтобы у подопечного не было иллюзорных ожиданий.

Умение говорить «нет» — один из ключевых навыков волонтера

Но, конечно же, волонтер не может подарить жизнь, здоровье, изменить характер подопечного, или же делать крупные материальные вливания. В волонтерском сообществе важно обсудить, какое финансовое участие допустимо. Если же волонтер «жертвует» подопечному сверх того, то для нас это сигнал, что где-то волонтер откупается, что-то компенсирует. Это неправильно, это обязательно деформирует в дальнейшем процесс общения волонтера и подопечного.

Волонтер не может подарить любовь, на которую способны только родственники, но может подарить отношение, на которое способны его старые друзья. Случаи, когда подопечный становится членом семьи волонтера, исключительно редки.

Но вот что может волонтер, так это попросить, например, о молитвенной поддержке (если он человек верующий). Нередко у подопечных есть больше возможностей молиться о помощи в нуждах волонтерской организации. И это очень правильно, полезно для отношений с волонтером: подопечный понимает, что есть и другие люди, которые переносят серьезные страдания, что, например, волонтеры тоже болеют, у них тоже есть проблемы.

— Как понять, что волонтер восстановился и что подобная ситуация не повторится?

— Гарантировать этого нельзя. Если мы не получаем терапевтическую помощь, не ведем внутреннюю работу, очень трудно отойти от прошлых сценариев отношений. У человека внутри должно сложиться понимание, в чем он был неправ и как в будущем этого не допускать. Я бы сказала, что ключевой момент в любом добром деле — это решимость: я хочу, но у меня еще не созрела решимость, я сомневаюсь. Я могу просить в молитвах об этой решимости или ставить перед собой задачу ее обрести. Но пока эта решимость не возникла, требовать от человека, чтобы он шел на абордаж, на подвиг — это жестоко по отношению к нему. Это значит – опять провоцировать его на нездоровый героизм, который может обернуться во вред ему и подопечному.

142.jpg?c50728

Священник Иоанн Захаров в РДКБ; фото: Екатерина Загуляева

Священник отец Иоанн Захаров, консультант службы добровольцев «Милосердия»:

— Думаю, вина в том, что такие ситуации происходят, лежит на добровольце, а точнее, на всей службе: на священниках, координаторах – тех, кто имеет, пусть малый, но опыт.
Доброволец не может и не должен выступать от себя лично. Это не он приходит к больной одинокой бабушке, а служба «Милосердия». В этом смысле, нужно установить некоторую зону, куда на первом этапе подопечному не будет доступа. Например, этой бабушке совсем не обязательно знать, когда волонтер свободен, а когда нет. Если ей необходима помощь каждый день, то доброволец должен сказать, что именно служба «Милосердия» подумает, как разрешить эту ситуацию, ему не стоит самому лично пытаться сделать невозможное. Координаторы  могут организовать сменное дежурство – как это происходит в больницах или в коммерческих службах сиделок, например.

Доброволец не может и не должен выступать от себя лично. Это не он приходит к больной одинокой бабушке, а служба добровольцев

Ведь для подопечного вполне естественно постоянно просить о чем-то – это его единственная возможность получить желаемое. Может, он и понимает, что перебарщивает, но исходит из принципа «сейчас или никогда». Такой образ мыслей временами свойственен всем людям. Все начинается с «купи хлеба», а потом просьбы принимают патологическую форму. Где граница милосердия? Я думаю, доброволец должен понимать, что у него есть еще семья, работа, друзья, и это тоже места его служения. Нельзя отдать все свое время одному незнакомому человеку и тем самым закрыть глаза на то, в чем нуждаются близкие.

Главная проблема возникновения таких ситуаций – это гордость, которая заставляет добровольца, часто неосознанно, считать, что он всемогущий или, напротив, мешает ему в сложной ситуации попросить совета. Ему кажется, что если он взялся помогать, то должен все сделать сам. Но кто он такой? Ведь на самом деле он – часть большой службы. Нужно не бояться обсуждать проблему, искать решение с более опытными коллегами, обращаться к координатору, духовнику или психологу. На встречах добровольцев мы иногда обсуждаем подобные ситуации, но нужно это делать больше – в качестве профилактики. Проблема нашей службы в том, что у нас плохо налажена коммуникация. Волонтер может прийти один раз, взять себе подопечного и пропасть – что между ними происходит, никому не известно. Здесь, конечно, играет роль и перегрузка координаторов – нужны штатные помощники, а также пассивность в решении своих проблем самими запутавшимися.

Я думаю, что надо создавать специальный кабинет, где волонтер мог бы рассказать о своих переживаниях и услышать мнения более опытных коллег. Или, может быть, сделать на сайте специальную кнопку, нажав на которую, волонтер мог бы получить совет или консультацию. В любом случае, нельзя оставаться наедине с горем подопечного или со своими сомнениями – нужно понимать, что наша служба может решить почти любую проблему, но, подчеркиваю, коллективно.


http://www.miloserdi...ко-иринаs-блог/

Мои контакты: irina.redko@gmail.com


#5 Malifiscenta

Malifiscenta

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 20
  • Ближайшая станция метро:Курская

Отправлено 19 December 2017 - 14:57

молодцы на самом деле, это очень большой и кропотливый труд!



#6 ОткрытоеСердце

ОткрытоеСердце

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 21
  • Именины:25 января
  • Ближайшая станция метро:Живу не в Москве

Отправлено 04 March 2018 - 19:49

молодцы, и довольно грамотно и хорошо написано.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных