Как правильно поститься, чтобы достичь пасхальной радости?
Что такое пасхальная радость? Встреча со Христом, Распятом и Воскресшим, Восшедшим на небеса и Пребывающим с нами до конца времен.
Господь сказал, что будет с нами во все дни до скончания века (ср.: Мф. 28, 20). Если Он с нами, то пост не нужен. Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? (Мф. 9, 15). Зачем же поститься? Почему нельзя сейчас устроить Пасху?
Он-то с нами, но мы не с Ним. Мы слишком заняты сами собой: своими мыслями, планами, мечтами, желаниями, пристрастиями, чувствами. Своей работой, учебой, удовольствиями, удовлетворением своих страстей.
Поэтому Церковь и предлагает нам отложить эту занятость собой, своим телом, немного прищемить свое самолюбие, которое является основанием всех греховных страстей. Предлагает отложить на время всякое празднование (даже церковное), потому что к нему примешивается наша греховная нечистота.
Недаром после преложения Св.Даров на Литургии мы молимся, чтобы Причастие было во трезвение души: «якожебыти причащающимся во трезвение души».
В пост нужно отложить опьянение собой, своими успехами, привычными утешениями, чтобы немного протрезветь. Занять себя молитвой и постараться избавиться от того, что кажется нам неважным, но что множеством тонких нитей связывает нас, лишает свободы, как Гулливера, связанного лилипутами.
Мы не можем узнать Христа, не можем приобщиться к Нему из-за неустроенности нашей души, из-за порочности нашего сердца. Христа узнают не телесными глазами по внешнему виду, а внутренним оком души. Его не может вместить суженное земными пристрастиями сердце.
Очень важно в пост стараться жить, исполняя заповеди, данные для достижения блаженства. Блаженство – пасхальная радость. Радость быть с Богом. Эти заповеди – ступени, по которым надо восходить последовательно.
Первые четыре заповеди блаженства.
Первая, начальная, выводящая на путь духовного делания, – осознание себя всецелым грешником пред Богом. Именно ПРЕД Богом.
Вторая – плач о грехах, плач как следствие этого осознания. Плач пред Богом. Именно ПРЕД Богом.
Третья – кротость. Добродетель, забытая современным миром, пренебрегаемая современными людьми. Кротость противоположна гневу. Кротость освобождает от власти греховных страстей и человек получает власть над самим собой.
Четвертая – алкание и жажда правды. Чему радоваться, если мы не можем насытиться правдой? Живем во лжи. Довольствуемся суррогатами, подделками, имитациями. Правда – Сам Христос.
Жажда Причастия Христу. Утолить голод причастием Его Святого Тела, утолить жажду Его Пречистой Кровью.
В каком-то смысле Великий Пост – подготовка к причастию Святых Таин на Пасху. И не только на Пасху, но иво все дни Светлой седмицы. Существует даже постановление VI Вселенского собора о причастии Св.Таин во все дни Светлой седмицы. Правило 66: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаясь».
Причастие в Великую субботу – это тоже участие в Литургии на Пасху, как и чтение Евангелия с рассказом о воскресении Христа, переоблачение в светлые одежды. К Великой Субботетакже готовит пост.
Святая Четыредесятница – подготовка к участию в Страстях Христовых. Нельзя достичь пасхальной радости, минуя Крест.
Крестная Пасха, которую отмечает гораздо меньше людей, чем Пасху Воскресения. Вечер Великого Четверга перед Пасхой, чтение 12 Страстных Евангелий, пост в Великую Пятницу.
День Великой Пятницы – день принесения Крестной Жертвы – остается без совершения Евхаристической жертвы, Крестная жертва являет себя в евангельских словах. Нужно обязательно быть в храме на службе Святых Страстей, вечером в Четверг Страстной седмицы. ( В этом году – вечером 5 апреля).
Готовит нас к Крестной Пасхе и Пасхе Воскресения и чтение Четвероевангелия,которое по уставу должно прочитываться в храме в первые три дня Страстной седмицы. Сейчас начинают это чтение раньше. Можно прочитать его дома.
Если мы не бываем на воскресных всенощных, а приходим в храм только в воскресенье утром на Литургию, мы не заметим особенных изменений в чине богослужения. Великим постом было бы очень полезно бывать на всенощном бдении под воскресенье и внимательно познакомиться с теми словами, которые поет хор.
Главной богослужебной особенностью Великого поста является то, что в будние дни не совершается полная литургия, но, ради сохранения возможности причащения, служится Литургия Преждеосвященных Даров. Эта служба особенно передает дух Великого поста. Сейчас в некоторых храмах возобновилось ее совершение вечером. Кто-то, готовясь к причастию на этой вечерней службе, постится с вечера предыдущего дня – ничего не ест и не пьет. Кто-то, по немощи,прекращает вкушение пищи лишь за шесть часов до начала службы.
Богослужебный устав чинопоследований и богослужебные тексты великопостных служб удивительно красивы, умилительны и назидательны. Церковь собирала эту сокровищницу веками.
В Типиконе излагается не только устав совершения великопостных церковных служб, но и правила вкушения пищи и поведения во время поста, преимущественно для живущих в монастырях. Насколько эти правила применимы в Москве XXI века для мирян?
Что делать нам? Ведь очень важно не столько посещать в пост богослужения, сколько изменить свою жизнь. Каждому надо поработать над составлением для себя определенных правил.
Правда, мы с вами немного опоздали, нужно было этим заниматься в подготовительный перед Постом период. Но лучше поздно, чем никогда. Хорошо было бы, разработав для себя эти правила, согласовать их с духовником. Если его нет – с опытным священником, найти себе врио духовника.
Каковы общие правила?
- Ограничения, связанные с вкушением пищи. Нужно подумать, как в зависимости от нашего здоровья, возраста, внешних условий нашей жизни мы сможем поститься. Пост в пище обязателен для всех, но мера поста должна быть выбрана в зависимости от условий жизни.
- Ограничения информационные: интернет, книги, кино, театры, музыка, ТВ. Что читать в пост?
- Ограничение общения.
- Пост супругов.
- Совершение добрых дел.
- Посещение богослужений.
- Внимание к своей душе. Борьба со страстями.
Разные временные периоды.
- Первая седмица.
- Четыредесятница.
- Лазарева суббота и Вербное Воскресение.
- Первые три дня Страстной.
- Великий Четверг.
- Великая Пятница.
- Великая Суббота в этом году совпадает с Благовещением.
Нужно иметь в виду, что после поста продолжается духовное делание.
Пасха – не время отдыха от великопостных усилий. Светлая седмица – время особого делания, труда над приобщением к пасхальной радости. Труда! Слушание текстов, молитва радостная, благодарственная. Поздравление других. Посещение больных и нуждающихся. Приобщение к радости Пасхи других людей.
Празднование продолжается до Отдания. В этот день служба в храме совершается по пасхальному чину.
Праздник Вознесения. Вспоминаем, что Господь сказал в этот день: Я с вами во все дни до скончания века(Мф. 28, 20). Сказал ученикам, которые были свидетелями Его Смерти и Воскресения. Но и мы, причастные Тайне Церкви, тоже свидетели и с нами так же Господь.
Итог – завершительный Праздник Троицы. Вершина церковного года. Дар Святого Духа, стяжание Которого является целью нашей жизни.