Замечательная беседа с юристом Александром Саверским, специализирующимся в области защиты прав пациентов http://diaconia.ru/webinars/prav2910/
Самое интересное начинается где-то на 50-60 минуте.
Полезные ссылки и выдержки из лекции
Сайт Лиги пациентов http://ligap.ru
Образцы досудебных документов http://ligap.ru/protect-rights/obraz/
Образцы судебных документов http://ligap.ru/protect-rights/sud-praktika/
Горячий телефон Лиги пациентов 8-985-644-72-38
Есть ли альтернатива сбору средства на операции и реабилитацию?
Есть порядок направления пациента на лечение, даже за рубеж. Если не возможно проведения какого-то вида лечения в России, то есть утвержденный приказом Минздрава порядок направления на лечение за рубеж.
Человек к своему врачу, тот говорит о необходимости какого-то обследования или операции, которые почему-то невозможно сделать на месте и не дает направления в другое лечебное учреждение, где есть такая возможность. Человек тут же должен написать письменное заявление главному врачу этого учреждения о том, что при таких-то обстоятельствах он получил отказ. Именно письменно, если вы это сделаете устно, то вам устно и объяснят, почему провести лечение бесплатно ну никак не возможно. Если вдруг, не смотря на эту бумагу, вам продолжают отказывать, то вы, имея доказательство отказа, идете к прокурору, ст. 293 «халатность» - главный врач не обеспечил направление на лечение.
Если такую операцию не делают ни в районной, ни в областной больнице, то включается режим получения квоты. Лечащий врач дает направление к главному специалисту области по данному направлению (невролог, онколог и т.д.). Этот специалист принимает окончательное решение и оно выделяет средства, которые едут за этим пациентом в федеральный центр. Если не выделяют квоту, то прежде чем, обращаться в благотворительные фонды, и Минздрав на этом настаивает, он даже создал специальную горячую линию, чтобы фонды не финансировали ту помощь, которая должна быть бесплатной. Можно обратиться в Минздрав на горячую линию 8-800-200-03-89, а можете обратиться к прокурору. Как только в деле появляется прокурор, все сразу появляется, за редким исключением, когда речь идет об очень дорогих лекарствах.
Если квоту надо ждать?
323 ФЗ, ст.10, п.2:
«Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации».
Это значит, что не должно быть такой ситуации, когда приема специалиста надо по 3 месяца ждать. Кто не обеспечил? Это опять повод для правового реагирования.
Дорогостоящее лекарственное обеспечение
Субъекты федерации экономят на всем, что движется (а лекарства действительно дорогие) ввели себе в практику судиться с пациентом. Потому что в любом случае это обеспечивает время нахождения денег у них, а если пациент за это время умер, то даже экономию. Чудовищная практика. Но последние 3 года с исками в защиту прав этих пациентов начали обращаться прокуроры. В соответсвии с ст. 45 ГПК прокурор в прав обратиться в защиту прав малозащищенных групп населения.
Доступность лечения
323 ФЗ, ст.10, п.1.:
«Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения»
Закрытие сельских медицинских учреждений, которое сейчас происходит, противоречит этой норме. Мной подготовлен образец заявлении против закрытия роддомов, фельдшерских пунктов, потому что это противоречит принципу доступности http://ligap.ru/protect-rights/sud-praktika/iski/zayav/ Люди с активной жизненной позицией должны писать такие заявления.
Если пациента выписывают из больницы, а дома нет возможности обеспечить уход?
Пишите заявление главному врачу о том, что в случае выписки этого пациента существует большая вероятность гибели из-за отсутствия ухода, что может быть квалифицировано по ст. 125 УК как оставление в опасности или по ст. 124 как неоказание помощи больному, повлекшее за собой смерть. После этого, как правило, человек остается в больнице.Информированное согласие
Как врач должен общаться с пациентом?
В законе есть интересная формула: «Пациент имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья, рисках, правах и т.д.»
Схема общения врача с пациентом по закону, да и как это должно бы быть по здравому смыслу, должна выглядит примерно, как в американских фильмах: «У вас есть право на консультацию, на информацию…» (Можно это список на двери повесить, чтобы не перечислять каждый раз). А оканчиваться эта вводная часть о списке прав должна вопросом: «Что Вы хотите знать?»
«Пациент имеет право знать» - это значит, что он должен спросить врача о чем-то.
А у нас это иногда превращается в полное безумие: «Сейчас, я тебе расскажу, как мы будем делать операцию на сердце». И бумажку про информированное согласие.
Мы потеряли диалог между врачом и пациентом, спрятались за бумажки. Там написан такой бред! Согласие на все, включая летальный исход. Но врачебную ошибку вы не прикроете этой бумажкой! Бумажка нужна тогда, когда у врача и пациента была альтернатива, а они ее не использовал, и тут пациент должен подписать, что он согласен на это. Например, врач общаясь с пациентом говорит: «Тебе надо будет сделать анестезию. Но у тебя может быть анафилаксия. Какие варианты? Тест на аллергии, что-то еще…» Если врач может предложить варианты, а пациент отказывается – «На, подпиши бумажку». Если врач ничего не предлагает, то риски несет он.
Кто такой пациент?
Казалось бы все понятно – человек, обращающийся за медицинской помощью и нуждающийся в ней.
Минздрав считает, что это пациент – это лицо, обратившееся за медицинской помощью.
То есть человек, который упал с инфарктом на улице – это еще не пациент, но если он дополз до телефона и позвонил, тогда он становится пациентом.
О страховании
Страховые компании заинтересованы в контроле объемов медицинской помощи в первую очередь. Превысили объем – штраф.
А по поводу контроля качества ситуация выгляди довольно своеобразно. Страховые компании контролируют качество, они штрафуют лечебные учреждения, но пациентам не сообщают о том, что в их отношении был совершен дефект медицинской помощи.
Почему? Потому, что если страховая компания сообщит об этом пациенту, то вынуждена будет заплатить и она, и лечебное учреждение, и система рухнет. Пациенты не знают, что ежегодно страховые компании выявляют около 5 млн дефектов медицинской помощи.