Давайте начнём с тех игр, при которых используется тактильный контакт со взрослым, а части тела малыша (пальчики, носик, ушки итп) становятся персонажами игры. Такие игры-забавы особенно важны для детей и обычно детки их очень любят
Доктор педагогических наук, Татьяна Владимировна Склярова, считает: "Особое значение имеют для ребёнка все те действия взрослого, которые в народной педагогике именуют традициями пестования, это телесные игры и забавы. В таких известных всем незатейлевых играх, как "Идёт коза рогатая..." или "Мы ехали-ехали по кочкам-кочкам, да в ямку - бух!", взрослый пестует растущее тело младенца, и оно, по народному выражению, "подходит как тестечко". Для того, чтобы младенец подрос, ему просто необходим частый физический контакт с взрослым, который обеспечивает дальнейшее развитие и тела, и психики ребёнка. В этой связи можно сказать, что "испортить" ребёнка заботой, любовью и вниманием взрослого в этот период невозможно".Игра "Ехали - ехали, в ямку - бух!"Поехали, поехали
С орехами, с орехами
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку!
По кочкам, по кочкам,
В ямку - бух!
Выполнять лучше лицом к лицу. После произнесения последних слов опустить ребёнка вниз (в ямку), а затем обнять и поцеловать.
После чего в быстром ритме - его замедляют к концу стихотворения, при этом увеличивая амплитуду подъёма ног - скажите:Хороша дорога
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет
На мостике, под мостиком
На мостике, под мостиком,
В ямку - бух!
С последними словами опустите снова малыша вниз, затем обнимите его и поцелуйте.
Вот другой более короткий вариант игры:
Мы ехали, ехали,
Ехали, ехали!
Да в ямку - бух!
Раздавили 40 мух!
"Шла коза по мостику"Проводится по аналогии с предыдущей игрой.Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила!
Бух! Свалилась!
Со словами "Бух! Свалилась!" осторожно опустите малыша вниз. Затем, подхватив его под мышки, поднимите вверх, обнимите и поцелуйте, добавив:Свалилась, но не укатилась!
Вот ещё похожие игры, только без "падений":"Едет дядюшка Егор"В такт стихотворения поднимайте и опускайте колени. Сначала медленно, постепенно ускоряя.
Из-за леса, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Сам на лошадке
В красной шапке.
Жена на баране
В красном сарафане.
Дети на телятах
И на утятах.
Напевая песенку или читая стихотворение, в такт раскачивайте колени и малыша из одной стороны в другую:Лиса по лесу бежала,
Лиса хвостик потеряла.
Дима (имя ребёнка) в лес пошёл (-а),
Лисий хвост нашёл (-а).
Лиса рано приходила,
Диме ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
***
Качь, качь, качь, ах!
Едет мышка на ежах.
"Поджди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!"
Игра в «бодашки» или «Идёт коза рогатая» Дети обычно её очень любят и громко смеются, в конце потешки, когда «коза начинает бодать»
Идёт коза рогатая,
За малыми ребятами:
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашку не ест,
Молоко не пьёт-
Забодаю, забодаю, забодаю!
Игра «Где ты носик?»Показывайте малышу в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щёчек, рта, ушек и т.д. и т.п.Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Ушки, глазки, бровки, лобик, шейка…
Если зеркала нет, не беда. Малыша постарше просите показать Вам, где у него глазки, носик, ротик и т.п.., где у куклы глазки, носик, ротик и т.п., где у Вас носик, глазки , ротик и т.п.ЧеловечекТочка, точка,
Два крючёчка,
Носик, ротик,
Огуречик - получился человечек!
(при этом надо дотрагиваться до глазок ребёнка, бровок, носика, ротика, обвести рукой вокруг лица ребенка)или такой вариант более шуточный, правда может не всем понравится:Точка, точка,
Запятая,
Носик, ротик,
Ободочек.
Палка, палка,
Пятачок (ручки и животик)
Вот и вышел.. дурачок
Игра "Полетели-полетели!"Попросите малыша показать Вам, как летает птичка. Сами покажите ему. Потом возьмите малыша за ручки и помогите ему "размахивать крылышками", как птичка, приговаривая:Полетели, полетели, полетели!
На голвку сели!
При последних словах опустите ручки малыша на его головку и подержите их на головке приговаривая:
Сели, посидели,
Дальше полетели!
Потормошите, пощекочите малыша, приговаривая:Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь???
ХомячокПотербите малыша за щёчку, приговаривая:Хома, хома,
Хомячок!
Покажи
Второй бочок!
Затем потеребите за вторую щёчку:
Нет, не покажу!
Я на нём лежу!
Чьи ушки?Прикасаясь, например, к ушкам ребенка, говорите:Чьи ушки?
Андрюшины (имя ребёнка)
Куда едешь?
В Киев.
Что везёшь?
Рожь.
Что возьмёшь?
Грош.
Что купишь?
Калач да блин.
С кем съешь?
Один.
Не ешь, не ешь один!
И ласково потрепите малыша за ушки. Обнимите малыша, поцелуйте. Повторяйте игру изо дня в день, показывая малышу новые части тела: носик, глазки, ручки, ножки и т.п.ЛадушкиУчите малыша хлопать в ладошки, приговаривая:Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки!
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Молочко!
Испекли оладушки,
На окно поставили-
Остывать оставили.
Как остынут поедим
и воробушкам дадим!
Если у ребёнка пока не получается хлопать в ладошки, для начала похлопайте своей ладошкой по одной ладошке малыша. Потом по второй ладошке."Побежали-побежали!"Вашими двумя пальцами, изображая ножки, "бегите" по направлению к носику малыша:Побежали, побежали!
И на кнопочку нажали!
И нажимайте на носик малыша, громко озвучивая:
Пи-би-би-бии!!!
Посадите малыша на колени, если есть возможность и читайте ему эти стишки, меняя в соответствии со смыслом интонацию голоса. Учите малыша эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонацию вашего голоса. Но ни в коем случае не пугайте ребёнка!Ой, люли, ой, люли,
Прилетели журавли.
Они сели на ворота.
А ворота скрип, скрип.
Вы, ворота, не скрипите,
Нашу детку не будите!
***
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт!
***
Ай! Бай, бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
***
Уж ты, серенький коток,
Не ходи ты в погребок
По сметану по творог.
У нас скоро придёт зять,
А сметаны негде взять!
***
Котишко-мурлышко,
Серый лбишко,
Не лезь в сметану,
Оставь Степану.
Хороводы с детьмиВсе взрослые и дети берутся за руки и начинают водить хоровод, хором нараспев проговаривая:Шёл принц по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцесу, принцесу, принцесу!
Давай с тобой похлопаем,
Похлопаем, похлопаем!
(все хлопают и т.п.)
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем!
На месте мы покружимся,
Покружимся, покружимся!
Давай теперь попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем!
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем!
Головкой покачаем
И всё начнём сначала!
И потом в другую сторону.***
Все водят хоровод вокруг "именинника":
Как на Фимины именинины
Испекли мы каравай!
Вот такой вышины!
(все поднимают руки, не расцепляя)Вот такой ширины!
(не расцепляя руки несколько шагов назад)Вот такой нижины!
(опускаем руки)Каравай, каравай!
Кого хочешь выбирай!
И Фима отвечает:Я люблю, конечно, всех!
Но Тимошу больше всех!
Тимоша становится в круг, меняясь с Фимой местами.Игра в паровозикПредложите детям всем поиграть в паровозик. Несколько малышей (не очень много) постройте паровозиком друг за другом – пусть они держатся друг за друга. И изображая паровозик, напевайте:Вот поезд наш едет,
Колёса стучат
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все колёсики стучат!
Все колёсики стучат!
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Паровоз идёт потише,
Паровоз идёт потише.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Остановка, значит, ближе.
Чух-чух-чух-чух! Стоп!
Пальчиковые игры (1 и 2 группы особенно)Игра "Сорока-белобока"Расправьте одну ладошку малыша. На второй ладошке согните все пальчики, кроме указательного.
Водите указательным пальчиком ребенка по его второй ладошке приговаривая:Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
И загибайте указательным пальчиком ребёнка его пальчики на ладошке:Этому дала-
Он дрова рубил,
Этому дала-
Он воду носил,
Этому дала-
Он дрова носил,
Этому дала-
Он деток кормил.
А этому не дала-
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он дрова не носил,
Он деток не кормил.
Повторите игру с новым счастливым концом:Этому дала,
Этому дала...
И этому тоже дала!
Молодец! Ты исправился - воду носил, дрова рубил,
Со всеми дружил, никого не обижал
(импровизация)
Кушай кашку,
Мой хороший!
(Если ребенку сложно, водите сначала своим пальчиком по его ладошке)Держите ладошку малыша раскрытой и водите по ней пальчикомРаз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире;
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Игра "Пальчик-мальчик"Поглаживайте и растирайте каждый пальчик малыша от кончика к ладони, приговаривая:Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел.
Поглаживайте пальчики ребёнка по очереди от кончиков к ладони, приговаривая:Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лёг в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Это пальчик – чуть заснул,
Это пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите.
Игра «Привет, ладошка!»Настало утро.
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Серёдка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Перебирая по очереди пальчики малыша, приговаривайте:Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе дрова носить (средний),
А тебе печи топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать!
Игра «Пляска с пальчиками»Обхватите запястья ручек ребенка и легко их потрясите, как бы стряхивая воду. Скажите малышу, что сейчас его пальчики будут танцевать. Разгибайте и сгибайте по очереди пальчики ребенка, поглаживайте и растирайте их от кончиков к ладошкам:Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ёжик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет пёсик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха – на песке.
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Евангелие от Иоанна, глава 15)